Форсайт-сессия в рамках НТИ
С 18 по 20 февраля 2016 года состоялась стратегическая сессия, организованная Агентством стратегических инициатив для финалистов всероссийского конкурса по профессиям будущего под задачи Национальной технологической инициативы. Волгоградский регион на данном мероприятии представляла Елена Щербатая, она и расскажет о самом интересном.
Что такое форсайт сессия?
Это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки, технологии, экономики, государства и общества. Он является одним из важнейших инструментов инновационной экономики.
Результатом форсайт-сессии является «карта будущего» — визуально богатое пространство, позволяющее увидеть как целое, всю предметную сферу, образ её будущего, а также различные способы достижения тех или иных желательных и нежелательных состояний и факторы, влияющие на вероятность воплощения того или иного варианта развития событий. Карта будущего может быть легко трансформирована участниками в целеориентированную «дорожную карту». В отличие от классического форсайта, который всегда применяется для конкретного заказчика, методика RapidForesightсоздавалась как форсайт «для себя», для осмысления российским обществом инноваторов в области образования своего будущего. Это позволяет говорить о гражданском форсайте – технологии выстраивания сообществ инициативных людей, которые умеют думать о будущем и работать с ним. Форсайт меняет понятийный каркас участников, предлагает новые способы общения и взгляды на мир, дает возможность осознать про себя что-то новое.
Причем здесь НТИ?
Национальная технологическая инициатива (НТИ) – программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. НТИ включает системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадастрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций. Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека, как конечного потребителя.
Реализация НТИ – одна из ключевых задач, поставленным Президентом России Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года, в Послании к Федеральному собранию: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10 – 15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».
НТИ сфокусируется на рынках, формирующихся на основе нового технологического уклада, переход к которому развитые страны планируют осуществить в ближайшие 10 – 20 лет. Сегодня эти рынки либо отсутствуют в мире, либо пока недостаточно развиты. Выбор рынков для НТИ осуществлялся исходя из следующих критериев-кейсов, я здесь перечислю только те, по которым мы работали.
1. AeroNet:распределенные системы беспилотных летательных аппаратов, обеспечивающие решение логистических задач любой сложности.
2. EnergyNet:распределенная энергетика от personalpowerдо smartgrid, smartcity. Рынок подразумевает развитие персональных источников и накопителей энергии, подключаемых в единую энергетическую сеть с открытыми интерфейсами и распределительной системой управления.
3. FoodNet:системы персонального производства и доставки еды и воды. Организация производства и доставки персонифицированных продуктов питания, соответствующие микробиому и потребностям конкретного человека.
4. HealthNet:персональная медицина, основанная на успехах в развитии геномики, синтетической биологии и спорта высоких достижений.
5. NeuroNet:распределенные системы связи между людьми и компьютерами.
В связи с этим возникла необходимость в новых специалистах в будущем, первая попытка реализовать новые подходы к профессиональной ориентации в первую очередь для школьников и абитуриентов, которые находятся на этапе выбора места и направления дальнейшей учебы. Не менее значимая аудитория – родители школьников, которые, как показывает практика, во многом определяют выбор профессии своих детей. Именно поэтому был создан сайт «Атлас новых профессий» (www.atlas100.ru), который включает:
· Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в 19 быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
· Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться в высоко конкурентной среде;
· Рекомендации по выбору ВУЗов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
· Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
· «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году как на несоответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.
Именно коворкинг-центр АСИ «Точка кипения» стала для многих, и в частности для меня, школой по повышению квалификации, развитию личности и определению карьерной и профессиональной траектории. «Точка кипения» является авторитетной презентационной площадкой, на которой впервые озвучиваются и обсуждаются значимые инициативы и проекты, направленные на системные изменения в экономике и социальной сфере России.
Кто стоит во главе этой истории и почему это важно?
Для координации и мониторинга взаимодействия, институтов развития и иных заинтересованных организаций в рамках реализации НТИ создана Межведомственная рабочая группа при Президиуме Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Руководителями межведомственной рабочей группы являются Андрей Белоусов, помощник Президента РФ, и Аркадий Дворкович, заместитель Председателя Правительства РФ.
Важность этого проекта заключается не только в формировании линий развития в отдельных отраслях или сферах жизни, но и в переоценке личностных стратегий участников мероприятия. Форсайт представляет более сложное и динамическое качество экспертного диалога, требующее договоренности об общем будущем с последующими инвестициями в эту договоренность. Вопрос о практическом продолжении форсайта также вполне предметен: войдет ли Россия в число бенефициаров будущего? Ведь на уровне как отдельных индустрий, так и государства в целом отсутствует дальний горизонт, а ситуативность всех действий делает любые долгосрочные стратегии невозможными. Поэтому, мы не можем контролировать и не понимаем качество и последствия происходящих изменений.
О результатах.
Помните? Основная идея проекта – нетворкинг, коммуницирование проактивных людей, способных договориться о будущей картине мира и в результате действительно повлиять на нее. Достигнута ли эта цель? Да, полностью. И в этом главное достижение «Форсайт-сессии»: организаторы проекта сумели сначала собрать, а затем и пробудить к активным действиям большую группу мыслящих, влиятельных и неравнодушных к судьбе своей страны людей.
О будущем.
Так как я подтвердила компетенцию «форсайтное мышление при разработке новых инструментов профориентации школьников старших классов», наш Комитет по защите гражданских прав запускает ряд проектов, которые способствуют информированию и пониманию гражданского общества, а также практикумы для профориентации старшеклассников по профессиям будущего. Оно гораздо ближе, чем нам кажется. Ведь все больше набирает обороты вектор горизонтальных компетенций.
В самом обозримом будущем виртуальные миры станут пространством, где человек и учится, и работает, и проводит свой досуг. Смерть «галактики Гутенберга» (то есть эпохи печати), по мнению экспертов, уже блеснула своей косой. Этому будет способствовать и Lego-образование: своеобразный конструктор, с которым станет работать человек по окончании основного высшего образования. Но это дальние горизонты, а пока всех нас ожидает своеобразный «образовательный супермаркет» онлайн-сервисов, предназначенных для детей, и расслоение школ на элитные, в которых будет доступна новая педагогика, и массовые, которые приобретут функцию безопасной «камеры хранения», куда родители сдают детей, чтобы про них забыть.