Публичный мониторинг качества образования — инструмент общественного контроля.
Краткое содержание проекта:
Сегодня образование можно рассматривать как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Учитывая возрастание роли человеческого капитала в тенденциях экономического и научно-технического развития, то можно сделать вывод, что образование становится главной движущей силой развития современного общества. Образование — это наше будущее, это гармонизация и гуманизация общественной жизни. От развития образования зависит развитие общества. Для эффективного мониторинга образования необходимо знать объективные тенденции его развития. Значительное место в совершенствовании образования занимает реформирование. Центральной проблемой реформирования образования является повышение качества образования. Управление качеством невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует широкого участия всех граждан современного общества. Оценивать и контролировать качество образования сложно, но без оценки и контроля невозможно получить обществу высококвалифицированных специалистов. Развитие публичного мониторинга качества образования становится в современном государстве-одним из инструментов управления качеством образования. Мониторинг должен быть систематический и направлен не только на итог обучения, но и на сам процесс учебной деятельности. В ходе реализации проекта будет разработана диагностическая методика, позволяющая вскрывать причины ошибок, недочетов в работе преподавателя на всех стадиях учебного процесса, разработан свод рекомендаций для руководителей учебных заведений для повышения качества образования с учетом мнений всех участников образовательного процесса.
Цель: систематически отслеживать состояние удовлетворенности потребителями образовательных услуг, соизмерять полученные результаты с требованиями и ожиданиями, выявлять тенденции их изменений, с целью принятия управленческих решений.
Задачи:
1. Диагностировать профессионализм студента и преподавателя.
2. Анализировать и прогнозировать тенденции развития образования.
3. Проводить мониторинг рынка труда по специальностям. Наблюдать за карьерным ростом выпускников.
4. Проводить исследования в области качества образования, в том числе сбор, обработка, анализ данных, представлять их потребителям.
5. Оказывать юридическую помощь при заключении договоров целевой подготовки специалистов.
6. Разработать диагностическую методику, позволяющую вскрывать причины ошибок, недочетов в работе преподавателя.
7. Разработать свод рекомендаций для руководителей учебных заведений для повышения качества образования с учетом мнений всех участников образовательного процесса.
8. Содействовать Советам по качеству в учебных заведениях.
Описание проблемы:
На современном этапе рост качества образования отстает от изменения количественных характеристик. В этом проявляется противоречие и следовательно является проблемой образования. Существуют и другие проблемы, в том числе – социально-психологические барьеры обеспечения качества образования. Это барьеры отношения к новому. Происходит смена поколений, в том числе преподавательского состава, появляются новые потребности в гражданском обществе. Действительно, повышение качества образования невозможно без изменений и преобразований. В преодолении данной проблемы и окажет содействие инструмент общественного контроля — публичный мониторинг качества образования.
Анализ состояния образования в Волгоградской области приводит к выводу, что, существует рассогласование процессов, связанных с реформированием и модернизацией образования, контролем качества образования, подбором педагогических кадров и многие другие проблемы. Проблема качества образования остается нерешенной. Считаем, что это обусловлено следующими факторами:
1. Несоответствие современных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса его фактическому уровню.
2. Преобладание упрощенного подхода к оценке качества образования, основанным на представлении результата ,как предсказуемого, вследствии приложенных усилий педагогическими работниками учебного заведения.
3. Отсутствие точной и единой методики мониторинга и оценивания образовательного процесса.
4. Отсутствие эффективного варианта управленческой технологии учебным заведением, отсутствие контроля вышестоящих организаций.
5. Отсутствие целостной концепции управлением качеством образования внутри учебного заведения.
Публичный мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служат основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса, является основой для принятия эффективных управленческих решений. На каждом этапе развития образования появляются новые условия, возможности, потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема оценки качества образования и проблема исследовать, решать данную задачу всегда будет актуальна. На современном этапе очень важно прогнозировать возможные изменения качества, причины и характер этих изменений, прослеживать связь от квалификации к компетенциям и далее к человеческому капиталу. Разработанная диагностическая методика, позволяющую вскрывать причины ошибок, недочетов в работе преподавателя и свод рекомендаций для руководителей учебных заведений помогут в решении многих проблем образования Волгоградской области.